Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 660021, г. Красноярск, ул. Ленина, 165
  • 8(391)221-47-12
  • dou204@mailkrsk.ru

Этапы развития речи

01.11.2018

Количество просмотров: 1911

Этапы развития речи ребенка от 3 до 7 лет


От 3-х до 4-х лет
До 3 лет дети должны освоить и четко произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени появления согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].
К трем годам дети осваивают звуки [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’].
Дети уже могут высказывать простейшие суждения о предметах и окружающих явлениях, делать умозаключения. Велика потребность общения, поэтому активно задаваемы вопросы: «Зачем?», «Почему?», «Для чего?», но из-за неустойчивости внимания не дослушивают ответ взрослого. Они могут связно пересказать своими словами простой текст, разучить небольшой стишок.
Активный словарь представлен уже различными частями речи, однако дети испытывают трудности при описании события, участниками которого они являлись. В их словаре отсутствуют обобщающие слова: «одежда», «овощи», «мебель», и др. Отсутствуют слова-названия частей предметов. В этот период словарь возрастает от 800 до 1900 слов. В речи появляются не только существительные и глаголы, а также наречия (горячо, чисто), числительные (один, два), местоимения (мой, твой).
К 3,5 годам дети постепенно усваиваю звуковую систему языка, осваиваются свистящие звуки: [c], [з], [ц]. К 4-м годам должны быть сформированы звуки [j] (й), [л’], [э], [c], [c’], [з], [з’], [ц].

От 4-х до 5-ти лет
После 4 лет дети правильно произносят в речи и дифференцируют (различают) между собой уже все свистящие звуки без исключения: [с], [с’], [з], [з’] и [ц]. В этом возрасте еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Дети легко определяют и называет ударный гласный в начале слов: (например, в словах «утка», «аист», «облако»); могут определять и назвать очередность звуков в слияниях: ау, уа, иа.
Увеличение активного словаря дает возможность детям полнее строить свои высказывания, излагать мысли, но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводит к тому, что дети допускают грамматические ошибки (например, не согласовывают слова в роде, числе, падеже, не верно употребляют предлоги). В этом возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится рифмовать слова, придумывать стихи. Такое стремление закономерно и способствует формированию речевого слуха.
Словарь состоит из 1900 – 2200 слов.
К 5 годам значительно улучшается звукопроизношение, появляются звуки [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р], [р’].

От 5-ти до 7-ми лет
В дальнейшем грамматический строй речи все время совершенствуется, словарь ребенка увеличивается до 3500 и более слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.)
Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период дети активно наблюдают за явлениями языка: пытаются объяснить слова на основе их значения, размышляют по поводу рода существительных.
К шести годам дети правильно произносят и дифференцируют в речи все звуки родного языка. Они могут определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.



Учитель-логопед
Алимбаева М.А.
Задать интересующие вопросы можно по электронному адресу: bragina_isp@mail.ru