Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 660021, г. Красноярск, ул. Ленина, 165
  • 8(391)221-47-12
  • dou204@mailkrsk.ru

Музыкально-дидактические игры для дошколят

10 ноября 2021 12:11

Количество просмотров: 522

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка  вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливой любознательности.
                                            В. А. Сухомлинский.
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, всё большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной кризисной ситуации в экономической, духовной  и культурной сферах нашего общества.
В настоящий период  необходимо уделять большое внимание расширению материальной базы ДОУ, разработке и внедрению наглядных пособий, в целях повышения качества образования. Использование дидактических пособий в музыкальном воспитании позволяет в игровой форме дать детям знания о музыке. К таким пособиям относятся музыкально - дидактические игры.
Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты, разобраться в соотношении звуков по высоте, развить тембровый, динамический слух, чувство ритма, музыкальную память, творческие способности .Музыкально- дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игры на инструментах. Они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание играть в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить, понимать музыку.
Музыкально - дидактические игры используются на музыкальных занятиях, Но этим вряд ли можно ограничиться. Нужна ещё и такая среда, в которой можно углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять. Музыкально -  дидактические игры нужно использовать в группах. Хранятся они в музыкальных уголках, соответствуют возрасту детей, постоянно обновляются, меняются. В месяц осваивается 1 игра в младшем возрасте и 2 в старшем. В год должно быть освоено 10-12 игр в младших группах и 20 игр в старших группах.
Музыкально – дидактические игры должны быть интересно и красочно оформлены. Изображение муз. образов  яркое, художественное. Игры, которые дети изготавливают сами,  становятся  более желанными. Например, ребята могут вырезать  ритмические карточки-ноты, приклеивать их на фланель, чтобы  использовать их на фланелеграфе. Или дети могут подобрать дома в журналах картинки для таких игр, как: « В лесу», « Что делают зайцы», «Из какой мы песни», « На чём играю». Можно детям 5-6 лет дать задание подновить карточки. Самостоятельное выполнение  детьми музыкально- дидактических упражнений , особенно с настольно- печатными играми, повышает их интерес к пению , позволяет находить оригинальные решения музыкально- сенсорных заданий. Грамотный и творческий подход  к созданию развитой среды в группе помогает сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей. Педагоги способны своими руками творчески оформить музыкально - дидактические игры, которые будут отвечать принципам и задачам по эстетическому воспитанию дошкольников.
Виды музыкально- дидактических игр
Музыкально - дидактические игры делятся на :
- Сюжетно- ролевые
имеют сюжет и роли: « Солнышко и дождик»,  « Кого встретил  колобок», « Весёлый поезд»
-Настольные
на ограниченном пространстве с использованием наглядных пособий
-Подвижные .
Настольные музыкально-дидактические игры Л.Н. Комиссарова и Э. П. Костина классифицируют на 4 вида:
-Развивающие звуковысотный слух
( « Эхо», « Качели», « Труба»).
-Развивающие ритмическое чувство
( « Петушок, курочка и цыплёнок», «Ритмическое лото»).
-Развивающие тембровый слух
( « Музыкальные инструменты», « Угадай на чём играю»).
-Развивающие     динамический     слух
( « Громко- тихо», «Кто     самый внимательный»).
Подвижные музыкально - дидактические игры – это хороводные с элементами соревнования под музыку.
В зависимости от дидактической задачи и развёртывания игровых действий подвижные игры А. Н. Зимина подразделяет на 3 вида:
-Спокойное музицирование ( дети делятся на подгруппы- соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее  определить муз. произведение).
-Игры типа подвижных ( дети делятся на подгруппы, слушая  музыку , реагируют на неё движениями). Например, на тихую музыку двигается одна подгруппа, а на громкую – другая. Завершающий момент- каждая подгруппа собирается около обозначенного места.
-Игры с ограниченной двигательной активностью.( соревнуются 2, 3 круга или коллектив и солист).
Усвоение игр проходит в 4 этапа:
Знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры, со зрительными образами.
-Знакомство с содержанием, правилами, задачами, действиями.
-Перенос полученных музыкально- сенсорных  умений, навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей. Совершенствование навыков под косвенным руководством взрослых.
Дидактическая игра является  формой обучения наиболее характерной для детей. Игровые действия очень разнообразны. Игры для маленьких детей заключаются в сравнении мелодии, звуков, раскладывании картинок по жанрам. В потешках, игровых песенках , в играх с пальчиками  педагог привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называя их. Игровые действия старших дошкольников сложнее. Они требуют взаимной связи действий одних детей с другими, их последовательности, очерёдности. Одним из элементов музыкально- дидактической игры  являются правила, которые имеют обучающий характер, организующий и дисциплинирующий. Правила игры постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них , дети оценивают  правильность своих действий и действия товарища, взаимоотношения в игре. Дидактическая  игра  сочетает в себе наглядность слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками  и. т. д.  
К наглядности относятся:
-предметы, которыми играют дети и действия с ними,
-картинки  с изображением предметов и действия с ними
-наглядный показ, пояснение словами  игровых действий и выполнение игровых правил.
Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для  них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог, рассказывая о каком-то событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Педагог может не включаться в игру, но как умелый режиссёр, руководит  развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к  определённому результату . Пробуждая детскую деятельность, педагог делает это косвенно: шутит, выражает удивление, использует игровые сюрпризы. Заканчивая игру, педагог должен вызвать интерес к её продолжению, создать радостную перспективу: « В следующий раз будем играть в новую игру, она будет ещё интереснее». Воспитатель разрабатывает варианты знакомых игр или создаёт новые.
Существуют 3 вида руководства игрой.
Взрослый – лидер(личным примером побуждает ребёнка к совместному музицированию , показывает исполнительские приёмы, проводит с детьми игры).
Взрослый-партнёр ( совершает совместные игровые действия с ребёнком.) У ребёнка развивается умение включаться в сотрудничество с партнёром на основе совместных действий.
Взрослый - ведомый( создание такой ситуации, при которой ребёнок руководит игрой, а педагог следует за ним.
Дидактические игры иногда предшествуют занятиям. В таких случаях их целью является привлечение интереса детей к тому, что будет на занятии. Игра может чередоваться с занятиями. Когда необходимо усилить самостоятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который является показателем успехов детей в усвоении знаний, в характере взаимоотношений. Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на занятии. А так же является незаменимым средством в преодолении различных затруднений в развитии музыкальных способностей детей. Поэтому необходимо применять музыкально - дидактические игры на занятиях и в свободной деятельности .